Взаимодействие с людьми

Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с протеканием болезни в детском возрасте. Прежде всего, аспергеры отличаются от обычных людей своим поведением и межличностным общением.

В детском возрасте общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Взрослея, эти люди, благодаря своей высокоинтеллектуальности, способны адаптироваться к обществу и стать довольно успешными. Однако странности в их поведении все равно сохраняются.

Для них характерны проблемы с так называемой теорией психического. Люди с таким расстройством не способны расшифровывать социальные знаки, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как выражение лица и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.

С другой стороны, таким людям сложно открыться перед собеседником, донести до него свои эмоции. Часто визави неправильно истолковывает их невербальные знаки.

Кроме того, у людей с СА развита «слепота к чужому разуму». Она заключается в невозможности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность способна обернуться против них. Им сложно распознать ложь, правильно оценить действия и слова других людей. Это делает их наивными, из-за чего они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.

Аспергеры довольно внушаемы. Они с трудом могут распознать, что кто-то пытается манипулировать ими или нанести вред.

Из-за того, что аспергеры сложно распознают чувства других людей, их часто уличают в отсутствии эмпатии – способности к состраданию и сопереживанию. Это становится большой проблемой в социальном плане, поскольку осложняет установление дружеских связей с людьми.

Девушка с синдромом рассказывала, что, когда ей разъяснили некоторые правила общения, ей стало проще контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, интересоваться, как у них дела, даже формально, улыбаться или приветственно кивать. Сама же она отметила, что все эти негласные правила общения казались для нее странными и неожиданными.

Отсутствие интуиции в социальном взаимодействии у аспи может сделать их в глазах людей невоспитанными и хладнокровными. К примеру, они могут недослушать речь собеседник

а, направленную к ним. Развернуться и уйти. Говорить без умолку о том, что интересует именно их, не давая вставить слово другим участникам разговора. Или не обращая внимания на то, слушают их или нет, интересна ли другим эта тема.

Они могут пригласить вас в гости, а когда вы придете, открыть дверь и бросить вас у порога, уйдя в комнату.

Отдельные люди с синдромом Аспергера демонстрируют состояние под названием прозопагнозия или лицевая слепота. Явление характеризуется сниженной способностью запоминать и распознавать лица людей. Попросту говоря, узнавать знакомых. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или особенности жестикуляции. Это похоже на то, когда вы находитесь вдалеке от своего знакомого, не различаете черт его лица, но, тем не менее, определяете, кто это, по общему образу.

Люди-аспи могут не узнать даже своих близких родственников или себя на фотографии.

Трудности в теории психического у аспергеров можно охарактеризовать как:

  • неспособность предсказать и объяснить поведение контактирующих с ним людей;
  • невозможность предсказать и понять их эмоции и чувства;
  • сложности в определении чужих намерений;
  • сложности в определении чужой взгляд на вещи;
  • трудности с осознанием неписаных правил общения;
  • невозможность осознать, как их поведение отражается на других людях;
  • не могут отличить правду ото лжи.

Несмотря на схожесть признаков, у каждого аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и возможность проявлять хорошо развитые способности в разных областях, они, казалось бы, способны освоить любую профессию. Однако именно проблемы в общении с другими людьми вычеркивают из этого списка большинство высоко коммуникативных профессий.

В то же время, малая способность к установлению интимных межличностных привязанностей не мешает им заводить отношения и семью.

Причины развития

Дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике чаще всего развиваются в процессе инволютивных возрастных изменений. Деструктивные нарушения возникают в среднем и пожилом возрасте, причем, чем старше пациент, тем чаще у него диагностируются дегенеративные заболевания позвоночника.

Структуры позвоночника страдают при появлении лишнего веса, когда нагрузка на позвоночник и стопы увеличивается в несколько раз. Перегрузка приводит к деформационным изменениям и нарушению биомеханики стопы, что негативно отражается на позвоночнике. Хрящевая ткань дисков быстрее «изнашивается», дегенерация тканей приводит к развитию необратимых изменений в структурах позвоночного столба.

Основные предрасполагающие факторы:

  1. Тяжелые физические нагрузки;
  2. Возрастные изменения;
  3. Ожирение;
  4. Длительная гиподинамия;
  5. Неправильное питание;
  6. Сбой работы гормональной системы;
  7. Стрессовые ситуации;
  8. Травмы;
  9. Генетическая предрасположенность.

Шейный отдел:

  • Растяжение мышечных тканей, расположенных вдоль позвоночника. Возникает при резких движениях или длительном пребывании в непривычном положении.
  • Снижение гемодинамики в результате сосудистых заболеваний, сужении просвета кровеносных сосудов за счет холестериновых бляшек или тромбообразования.
  • Атрофия мышц шейного отдела позвоночника при ведении малоподвижного образа жизни.
  • Длительное статическое напряжение с наклоненной вперед головой при работе за компьютером, чтении или письме.

Грудной отдел:

  • Дегенеративно-дистрофические изменения в грудных позвонках чаще возникают у женщин ввиду анатомических особенностей и рода занятий.
  • Врожденные дефекты неправильного развития позвоночника (усиленный кифоз грудного отдела).
  • Травматизация (компрессионные переломы, подвывихи).
  • Искривления позвоночника на фоне слабой физической подготовки, плоскостопия, неправильной позы во время занятий в школе у подростков, генетических и идиопатических патологий.
  • Перенесенные инфекционные заболевания: вирусные инфекции, туберкулез, сифилис, гонорея, бруцеллез.
  • Употребление алкогольных напитков и курение.

Самая частая локализация дегенеративных структурных изменений – нижняя часть спины. Поясница является самой нагруженной частью позвоночника. Нарушения в строении костной и соединительной ткани, формирование грыж чаще встречается у мужчин.

Пояснично-крестцовый отдел:

  • Статические нагрузки при длительной гиподинамии (вождение автомобиля, работа в офисе).
  • Тяжелые физические нагрузки, подъем и перенос тяжелых предметов.
  • Травмы позвоночного столба, полученные при падениях, прямых ударах, во время выполнения профессиональных обязанностей, в процессе родов.
  • Воспаление тканей позвоночника (спондилит, спондилоартрит).
  • Недостаточное питание и кислородное голодание клеток при нарушении микроциркуляции в области поясницы.
  • Опущение сводов стопы, ношение неправильной обуви на высоком каблуке или тонкой подошве.
  • Нарушение обменных процессов, вызывающий дефицит соединений, необходимых для поддержания нормального функционирования тканей позвоночника.

И снова хромосомы

Что такое синдром Клайнфельтера? Это еще одно генетическое отклонение, при котором присутствует лишняя хромосома, но подвержены ему только младенцы мужского пола. Для синдрома Клайнфельтера характерно наличие у новорожденного мальчика лишней Х-хромосомы. По статистике, с таким диагнозом рождается один младенец на 500-700 новорожденных.

Признаки синдрома:

  • высокий рост ребенка (становится заметен в возрасте 5-7 лет);
  • диспропорции в строении тела (женоподобная фигура, удлиненные конечности);
  • из-за недостатка мужских гормонов формируется тело по женскому типу в подростковом возрасте;
  • недоразвитые половые органы;
  • малое количество волосяного покрова;
  • аномалии костных тканей;
  • наблюдается отставание в умственном и физическом развитии.

Мужчины с этим синдромом не способны к оплодотворению из-за слабой активности сперматозоидов, но есть возможность иметь детей посредством ЭКО. Медицинская практика показывает, что по наследству синдром не передается и дети у таких отцов рождаются здоровыми.

Синдром Аспергера: лечение

При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.

И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.

Лечение

Лечение сформированного синдрома проводится с помощью:

  • психотерапии;
  • фармакологического лечения;
  • реорганизации рабочего окружения;
  • комбинации изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.

Во время работы с больными психологи придерживаются следующих мероприятий:

проведение тренинга навыков общения – обучают навыкам эффективной межличностной коммуникации, помогают осознать важность существования близких в жизни больного;
тренинг позитивного взгляда на вещи – обучение оптимизму, восприятию ситуации более с позитивной стороны, нежели с негативной;
фрустрационная профилактика – обучение оценивать свои возможности и способности реалистично;
тренинг уверенности в себе – с помощью применения методики «волшебный магазин» (больной представляет, будто очутился в волшебном магазине, где можно приобрести недостающую черту характера) психологи работают над увеличением уровня самооценки пациента;
дебрифинг после тяжелого события – больной выражает свои мысли, переживания по поводу какого-либо глобального происшествия (лечение таким методом активно используется за границей);
обучение методикам релаксации.

Техники релаксации включают в себя:

  • мышечную релаксацию (методика Джекобсона);
  • трансцендентальную медитацию;
  • аутогенную тренировку (методика Шульца);
  • методика произвольного самовнушения (методика Куэ).


Методика Эмиля Куэ

Медикаментозное лечение включает в себя применение определенных лекарственных препаратов:

  • антидепрессантов;
  • транквилизаторов;
  • β-адреноблокаторов;
  • снотворных средств;
  • препаратов нейрометаболического действия.

Специалисты также сталкиваются с ситуациями, когда синдром развивается стремительно, и у больного наблюдается крайне негативное отношение к коллегам, к работе, к окружающим. В таком случае задача клинициста состоит в том, чтобы переубедить человека сменить работу и окружение, к примеру, переехать в другой город, так как это пойдет на пользу пациенту и сразу же будет заметное улучшение самочувствия.

Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:

1. Фиксация внимания ребенка на чем-то одном. Многих детей с синдромом Аспергера интересует одно – два увлечения, на которых ребенок может быть сосредоточен часами. Обычный ребенок интересуется всем и сразу, часто дети играют одновременно с большим количеством игрушек. Это считается нормой

Самой распространённой фразой мам, у чьих детей выявлен синдром Аспергера: «Мой ребенок сосредоточен на чем-то определенном (свои автомобили, синие игрушки, свои книги…), и уделяет этой вещи (увлечению) особое внимание слишком долго»

Симптомы синдрома Аспергера

2. «Маленький профессор». Как правило, ребенок с Синдромом Аспергера звучит, как маленький профессор. Такие дети, как правило, имеют развитые вербальные навыки, но из-за аутизма, вызванного синдромом Аспергера, они могут зацикливаться на разговоре без остановки. Дети с синдромом Аспергера часто говорят официально, слишком необычно для своего возраста, или говорят, совсем как взрослые.

3. Трудности с пониманием социальных сигналов. Социальные трудности – это еще один ключевой признак синдрома Аспергера. Мы с детства учимся понимать не только речь, но и язык тела. О многих движениях мы даже не задумываемся, однако, они часто заменяют или дополняют смысл наших слов. Чтение языка тела (жестов) может быть трудно для таких детей, например, в ожидании своей очереди или во время беседы. Это одна из причин, почему дети не вступают в разговор, они просто говорят, говорят, не понимая по жестам тела и лица собеседника, что ему тоже есть, что сказать. В результате, такие дети становятся изолированными от сверстников, так как не могут поддерживать двустороннюю беседу.

4. Необходимость рутинной дисциплины. Для детей с синдромом Аспергера любое отклонение от плана – это стресс и то, что может вызвать путаницу. Если вы скажете ребенку, который привык принимать душ в 8 вечера, что мы сегодня задержимся в гостях, придем домой в 9, а после примем душ, то такое поведение вызовет у ребенка смятение и путаницу, так как любое отклонение от плана тоже должно быть заранее спланировано. Рутинная дисциплина играет важную роль: душ в 20.00, ужин в 18.00, обед в 12.00 и так далее. Если нужно отойти от плана, то ребенку приходится об этом говорить за несколько дней, чтобы его не спутать.

5. Трудности с эмоциями и их контролем. Часто такие дети становятся более эмоциональными и раздражительными во время психологических перегрузов. Например, многие дети с синдромом Аспергера не могут справиться с эмоциями, если их распорядок или планы идут наперекосяк. Обычно, это описывают, как неспособность контролировать эмоции, когда что-то «не в порядке».

6. Отсутствие эмпатии. Еще один признак синдрома Аспергера у детей – это кажущееся отсутствие сочувствия к другим людям. Многие родители говорят, что их дети не имеют понятия, что у других людей есть чувства, могут быть переживания или страдания. Дети с синдромом Аспергера живут, будто в своем собственном маленьком мире.

7. Не могу понять тонкости речи. Некоторые людям с синдромом Аспергера трудно понять выделение слова интонацией или остроумную фразу «со смыслом». Такие люди понимают слова очень буквально, им сложно понять сарказм или юмор.

8. Необычный язык тела. Другим признаком синдрома Аспергера у детей являются необычные выражения лица и странные позы, также такие дети избегают взгляда в глаза.

9. Задержка развития моторики. Этот признак распространяется на абсолютно все виды моторики, от мелкой моторики рук (почерк) до способности ездить на велосипеде, играть в баскетбол.

10. Сенсорная чувствительность. Многие дети с синдромом Аспергера имеют повышенную сенсорную чувствительность. Как результат, они могут быть крайне чувствительны к определенным ощущениям, будь то яркий свет, громкие звуки или ткань одежды и др.

Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть синдром Аспергера, не стоит затягивать поход к специалисту. Синдром Аспергера – это не конец жизни! Диагностика синдрома – это возможность помочь ребенку развиваться в нужном направлении для него. Ведь, глупо заставлять ребенка с синдромом Аспергера учить юриспруденцию, рассчитывая на большие результаты. Зато, есть много других отраслей, где та же способность концентрироваться с удовольствием на чем-то долго может оказаться незаменимой.

Иностранные врачи рекомендуют обращаться в специализированные группы для таких родителей, водить в эту группу своего ребенка. Однако, решение за вами, никто лучше вас не чувствует собственного ребенка, поэтому именно вы знаете, что лучше для него.

Эта статья носит информационный и образовательный характер. Для конкретных медицинских советов, диагностики синдрома Аспергера и лечения, проконсультируйтесь с врачом.

Синдром Аспергера у детей: симптомы и признаки

https://youtube.com/watch?v=MNzNvDqxjCw

Если у маленьких детей замечают нервозность из-за внешних раздражителей, специалисты проводят специальный тест на светочувствительность и звуковое восприятие. Результаты современного метода могут выявить первые симптомы синдрома Аспергера в достаточно раннем возрасте.

В основном же, у детей до 6 лет патология никак не проявляется. Напротив, синдрому Аспергера характерно нормальное развитие деток в их первые годы. Родители радуются тому, что ребенок рано начинает говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играется одними и теми же игрушками. Ребенок также проявляет удивительные способности к счету и запоминанию большого объема иностранных слов.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера — это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5−6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.

Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

Люди, имеющие синдром Аспергера, чувствуют себя спокойно только тогда, когда все предметы личного пользования лежат на своих местах, а в распорядке дня отсутствуют неожиданности. Если что-то меняется в привычном ходе событий, у детей случают истерики. Например, если ребенка забирает из школы мама, но вдруг приехал папа, может начаться приступ неконтролируемых слез и криков.

Как проявляется синдром Аспергера во взрослом возрасте?

Синдром Аспергера во взрослом возрасте, проявляется сохраняя все характерные поведенческие и коммуникационные особенности, что были в детском возрасте. Степень их выраженности индивидуальна, и связана с учетом предварительно оказанной терапевтической и образовательной работой.

Следует отметить, что порой синдром Аспергера диагностируется только во взрослом возрасте, это связано в основном с тем, что интеллектуальная сфера ребенка сохранена, а все остальные проявления сводятся к «особенностям характера» либо же возраста.

Таким образом, немало людей узнает о своем состоянии будучи взрослыми, эти знания приносят облегчение личности и своего рода разгадку к давно беспокоящим вопросам.

Особенности поведения

Определить синдром Аспергера по внешнему виду практически невозможно, на мысль о наличии дисфункции может натолкнуть определенное поведение человека. Люди с синдромом Аспергера имеют нарушения в следующей триаде:

  • коммуникации;
  • взаимодействии;
  • воображении.

При наличии синдрома человеку сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Он затрудняется:

  • понять настроение человека по интонации, жестам или мимике;
  • адекватно начать или закончить беседу;
  • различить серьезные высказывания и сарказм или юмор;
  • правильно интерпретировать образные выражения, метафоры;
  • найти альтернативные варианты развития ситуации;
  • поддерживать любовные отношения и дружить.

Окружающим такой индивид видится странным и нетактичным, неспособным работать с людьми. Например, человек с этим синдромом вполне способен проигнорировать правила этикета, затронуть болезненную тему или крайне неудачно пошутить. Негативная реакция окружающих приведет больного в недоумение, но причины этого он просто не поймет. Столкнувшись с непониманием множество раз, человек с аутичными нарушениями становится еще более замкнутым, отчужденным, безразличным.

Синдром Аспергера: причины

Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом

Синдром Аспергера у детей: признаки, симптомы

депрессию

Важно!Дети с расстройством ставят высокие цели, из-за чего не могут достичь желаемого результата

У подростков

  • речевые навыки (дисфазия, хороший словарный запас, выразительные лингвистические способности);
  • интеллектуальные качества (умственная отсталость, навыки ниже среднего или одаренность выше среднего уровня);
  • степень интереса к социальным контактам (пассивность, безразличие, привязанность к близким людям, активность при отсутствии способности соблюдать правила социального поведения).

При синдроме Аспергера признаки включают нарушения качества связи:

  1. Недостаточное использование речи, независимо от уровня владения ею.
  2. Недостаточная синхронизация, взаимность в разговоре.
  3. Сниженная адаптивность в словесном выражении.
  4. Относительная нехватка творчества и воображения в мышлении.
  5. Отсутствие эмоциональной реакции на дружеский подход других людей (вербальный и невербальный).
  6. Нарушение каденции, акцента в общения, отражающие модуляцию коммуникации.
  7. Недостаточные жесты, используемые при общении.

Страницы

  • 1
  • следующая ›
  • последняя »

Причины развития синдрома

Точного виновника, который запускает механизм развития расстройства Аспергера, врачи не установили. Провоцирующие факторы патологии являются предметом шумных споров, дискуссий психиатров. Большинство ученых склоняются к мнению, что ведущими факторами, провоцирующими заболевание, становятся:

  • внутриутробная инфекция;
  • мозговые травмы при родах;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственный фактор (генетический);
  • интоксикация развивающегося плода при беременности;
  • токсическое воздействие на плод в I триместре (курение, наркотики, алкоголь);
  • врожденный гормональный дисбаланс (превышение тестостерона, нестабильный уровень кортизола);
  • материнская аутоиммунная реакция организма (это провоцирует аномалию развития мозга у ребенка);
  • последствия неудачно проведенной вакцинации (повышенное содержание ртути, консервантов), создающих непосильную нагрузку на детский иммунитет.

Более точно выявить причину патологии помогает расширенное компьютерное диагностирование и специфичные медико-психологическое тестирование.

Опасен ли синдром

Расстройство Аспергера не несет угрозы здоровью. Если выявить патологию в раннем возрасте, с помощью психологов такого ребенка можно адаптировать и помочь безболезненно влиться в окружающий социум. Заболевание способно принести вред взрослым людям по причине антисоциализации, а именно:

  1. Мешает найти человеку собственное место и предназначение.
  2. Вызывает тяжелые депрессии из-за одиночества и постоянных тревог.
  3. Может спровоцировать развитие страхов и фобий. Такие расстройства отличаются устойчивостью и с трудом поддаются коррекции.

Методы лечения у детей и взрослых

Нет препарата, который мог бы вылечить человека с синдромом Аспергера. Больной живет с этим диагнозом до конца жизни. Однако существует целый ряд разработок и подходов, которые способны оказать помощь и облегчить жизнь.

Терапия для таких людей заключается в обучении социальным навыкам. Оно позволяет существенно улучшить жизнь человека в любом возрасте, однако считается, что чем раньше был поставлен диагноз и начата терапия, тем лучше. Программа включает в себя:

  1. Тренировку социальных навыков.
  2. Лечение сопутствующих болезней вроде депрессии и нарушения сна.
  3. Лечебную физкультуру для улучшения моторики и координации.
  4. Тренировку речевых навыков.

Детей необходимо учить тем навыкам, которыми они не обладают, в частности уметь общаться с людьми, распознавать эмоции, правильно понимать действия других людей.

Синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем у детей. С возрастом симптомы смягчаются, человек начинает приспосабливаться к окружающей реальности, но меняться уже сложнее. Однако по-прежнему нужны тренировки коммуникативных навыков.

Симптомы синдрома Аспергера

Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.

Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:

Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки — обращённую к нему речь воспринимает буквально.

  • Речь больного часто не содержит эмоций, слова произносятся монотонно. Ребенок не может подобрать нужные слова, чтобы объяснить то, что ему нужно. Из-за этого ребёнка считают глупым, в школе ставят низкую оценку из-за того, что он якобы не выучил урок; на самом деле ситуация обратная – он может очень быстро выучить тему (буквально наизусть), однако коммуникативные нарушения мешают воспроизвести необходимое.
  • Если же носитель синдрома Аспергера начинает уверенно говорить, то, как правило, увлекается длинным монологом. Он не понимает, как реагируют собеседники на его речь, интересно им это или нет. Ребенок часто не смотрит в глаза собеседнику, он не делает пауз в своей речи, нужных для того, чтобы слушатели восприняли его слова. Его монолог напоминает воспроизведение звукозаписи. Странным здесь является то, что говорящий вполне осознаёт, что общается с другим человеком.
  • Ещё более странно выглядит речь «аспергера» из-за почти полного отсутствия мимики и жестикуляции. Даже взгляд его во время разговора направлен в пустоту. Такая неестественность позы отмечается даже на фотографиях.
  • Ещё один основополагающий симптом — стремление к порядку. Ребёнок пытается выстроить вещи «идеальным» образом: раскладывает игрушки по цвету, форме, размеру, кладёт предметы на строго определённые места. Если он оставил вещь на одном месте, а затем кто-то переложил её на другое, но совсем рядом, то по возвращении ребёнок может её вовсе не найти. Такое часто проявляется и у взрослых, страдающих синдромом Аспергера.

«Аспергеры» склонны к «ритуальному» поведению: изо дня в день совершают одни и те же действия, живут по строгому распорядку, ходят по одним и тем же улицам и т. д. Многие ритуалы не имеют очевидного смысла – так, ребёнок может складывать и перекладывать кубики, совершать странные телодвижения.

  • Мышление носителей синдрома чаще всего «однозадачное»: они склонны увлекаться каким-то одним занятием и посвящать ему всё свободное время. Увлечение этим занятием со стороны тоже может показаться неким ритуалом, хотя больные отлично разбирается в интересующем его предмете. Точно так же и в разговоре – он не может одновременно говорить о нескольких вещах подряд, предпочитая выбирать одну тему и следовать ей до конца.
  • Обострённые сенсорные ощущения – не частый, но характерный признак синдрома Аспергера. У больного может наблюдаться обострённый слух, очень сильное обоняние, его может раздражать слишком яркий свет, шум. В этом же пункте можно отметить признаки несколько иного рода: у маленького «аспергера» имеется, например, абсолютный музыкальный слух, притом без всяких предварительных занятий музыкой.
  • Физическая неловкость, неуклюжесть. Человеку, страдающему синдромом, сложно даются многие навыки – к примеру, езда на велосипеде.

Перечисленные признаки, конечно, могут наблюдаться и у обычных людей – по отдельности и в результате какой-либо острой ситуации (например, нервного расстройства, усталости, отчаяния).

Говорить о наличии синдрома Аспергера можно в том случае, когда симптомов сразу несколько, они выражены в яркой степени и постоянны.

Лечение

К сожалению, данная патология является неизлечимой, поскольку она развивается из-за необратимых изменений в головном мозге. Лечение синдрома Аспергера у взрослых заключается в адаптации больных к окружающему миру. Достигается это в основном за счет применения психотерапевтических методов. Если больному разъяснить особенности его заболевания, так сказать, разложить по полочкам все что с ним происходит, то он сам начинает стремиться к лечению.

Медикаментозная терапия при синдроме Аспергера применяется крайне редко. Использование лекарственных препаратов бывает оправдано лишь в случае развития депрессий или других психологических проблем у пациента.

В качестве вспомогательных методов может использовать лечебная физкультура. Регулярная физическая активность положительно сказывается на работе всего организма, но для больных с синдромом Аспергера подбирают особые упражнения. Они позволяют улучшить координацию движений, снять мышечный тонус, повысить способность к манипуляции с бытовыми предметами. Достаточно часто лечебная гимнастика сочетается с массажем и различными физиопроцедурами.

Синдром Аспергера и аутизм

СА относят к расстройствам аутистического спектра. Его сравнивают с высокофункциональным аутизмом, поскольку симптомы их очень схожи.

Сходство расстройства с аутизмом заключается в своеобразном восприятии мира. Обычных людей аспергеры называют нейротипиками, утверждают, что никогда не увидят мир их глазами. В тяжелых ситуациях аспи, так же, как и аутисты, способны впадать в истерику. Уходят в себя, не реагируют на внешние воздействия и долгое время проводят в одной позе, монотонно раскачиваясь или уставившись в одну точку.

Представителям обоих диагнозов сложно находить общий язык с людьми и устанавливать контакт глаза в глаза.

Отличает их от аутистов полная сохранность интеллекта, порой даже сверхразвитого. Речь у аспергеров формируется в срок и даже раньше, в отличие от аутистов. Эта характеристика считается показательной в дифференциальном диагнозе: аутизм устанавливают только в том случае, если наблюдалась задержка речевого развития. Правда, речевой фон при СА изменяет свое оформление в плане интонации, тона, высоты, тембра. Многие из людей с Аспергером очень словоохотливы.

Схожесть симптомов при аутизме и синдроме Аспергера часто вызывает сложности с постановкой диагноза. Многие ученые сходятся во мнении, что не стоит разграничивать эти два понятия.

Считается, что данное расстройство в большей степени распространено среди мужского населения. Однако такая тенденция может быть связана с проблемой диагностики.

Женский Аспергер распознать сложнее, нежели мужской. Это связывают с тем, что девушки лучше приспосабливаются к обществу и придерживаются общесоциальных норм. Они больше склонны вступать в ролевые игры в детском возрасте и учиться правилам поведения. Речь у них не такая тяжелая, как у мужчин, не настолько насыщена терминами, сложными выражениями и тяжелой структурой.

Ссылка на основную публикацию