Использование скороговорок для коррекции дефектов речи

Очень эффективны и скороговорки для развития речи для детей. Эти небольшие шуточные тексты позволяют научиться управлять речевым аппаратом для правильного произношения звуков. Их насчитывается огромное количество и можно подобрать для ребенка что-либо не очень сложное, но эффективное. Приводим несколько самых простых скороговорок, которые помогут малышу в освоении секретов дикции:

  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Ел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.

Занятия можно производить в игровой форме — пусть на каждое слово ребенок ритмично подбрасывает и ловит мячик или хлопает в ладошки.

Особенности течения сложной дислалии

Чем сложнее комбинация нарушений, тем сложнее с ней справляться. Соответственно это влияет на общий фон протекания заболевания. При сложных формах могут наблюдаться задержки психического и общего развития. Необходимо заниматься углубленным исследованием ребенка в аспекте его психики, интеллектуального развития, слуха, зрения. Сложная дислалия может быть сигналом что есть проблемы с ними. Слабослышащие часто искажают или меняют звук «Т».

Ребенок, имеющий вторую или третью степень тугоухости не имеет в своем голосе металлический тон. Голос имеет мягкость или другими словами вязкость. Дети с проблемами со зрением могут иметь дефекты дислалии, соответствующие ее сложными типам. Это вызвано низким зрительным контролем. У таких пациентов сигматизм наблюдается в 4 раза чаще, чем у здоровых детей.

Диагностические мероприятия

Целью диагностических мероприятий является выявление первопричины заболевания, а также определение вида нарушения звукопроизношения. Диагностику проводит невролог, педиатр, логопед и другие специалисты в зависимости от проявлений заболевания. При наличии патологий головного мозга (гипоксия, ДЦП, травмы головы и другие) ребенка сначала обследует невролог. Если у пациента имеется заболевание слухового и зрительного анализатора, требуется консультация отоларинголога и окулиста. К узким специалистам пациент попадает по направлению педиатра.

В зависимости от патологии направляют на обследование:

  • Анализ крови, мочи, биохимия.
  • Электроэнцефалограмма.
  • Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  • Рентгенография.
  • Отоларингологическое обследование и другие.

По окончании обследования невролог пишет заключение и направляет ребенка к логопеду. Логопед анализирует причины нарушения речи, определяет симптомы и уровень ОНР и фонематического дефекта, проводит диагностическое логопедическое исследование. Для этого ребенку дают задания для выявления звуков, произносимых с ошибкой. По окончании диагностических мероприятий логопед пишет заключение (характеристики произношения: какие звуки нормальные, а какие с дефектом) и составляет план логопедических занятий.

Для того чтобы выявить звуки, произносимые неправильно, ребенку показывают карточки с изображением зверей или предметов. Ребенок называет, что изображено на картинке. По такой простой методике логопед выявляет, какие звуковые единицы произносятся неверно. После определения перечня неправильных звуков логопед просит пациента воспроизвести звуки, проговариваемые с ошибкой (не в составе слова, а отдельно).

Дислалия

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одной группы или нескольких), такое нарушение речи называется дислалией. Дислалии бывают функциональными и механическими.

Функциональная дислалия может возникать у детей чрезмерно возбудимых, е задержкой психического развития, а также в тете случаях, когда дефектное произношение маленького ребенка не только не исправляется, но даже культивируется: родители, окружающие подражают речи малыша, сюсюкая с ним, или когда речь живущих с ребенком взрослых имеет какие-то недостатки звукопроизношения.

Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения бывают врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата: массивные и короткие подъязычные уздечки, изменения формы и относительной величины челюстей, патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей. Необходимо учитывать, что эти дефекты чаще всего являются лишь пред располагающими к появлению нарушений звукопроизношения, поскольку у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные возможности компенсации такого дефекта. Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата возникают в результате челюстно-лицевых травм из-за раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами).

Как функциональная, так и механическая дислалии могут быть простыми (мономорфными)—когда у ребенка нарушена какая-то одна группа звуков, например, сигматизм, ротацизм, каппацизм, и сложными (полиморфными) — когда оказываются нарушенными несколько групп звуков, например, сигматизм и каппацизм, ротацизм, йотацизм и дефекты озвончения. При простой дислалии сначала исправляют звук — базовый для этой группы, а потом последовательно все остальные звуки. Например, в группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж (путем озвончения ш), ч (соединяя звуки тш и произнося их в быстром темпе), щ (продвигая язык вперед). Чтобы ускорить работу по исправлению звуков этой группы, к постановке звука ж можно приступать уже на этапе автоматизации звука ш в конце слов, а к постановке звука ч — на этапе автоматизации звука ш в предложениях.

Симптомы

При фибромиозите симптомы проявляются довольно ярко, что доставляет серьезные неудобства, мешающие выполнению повседневных дел. Болезненные ощущения – основной признак этого заболевания. Они могут возникать в суставах, сухожилиях, мышцах, верхних и нижних конечностях, спине, и даже на поверхности лица или вообще по всему телу. Боль варьируется от давящей до пульсирующей, при этом она часто сопровождается чувством онемения, покалывания или бегающих по коже мурашек. Некоторые сравнивают ее с ощущением жжения или состоянием ломоты, характерным для сильной простуды.  В большинстве случаев у больного также наблюдаются мышечные сокращения, при которых могут дергаться отдельные мышцы или конечности. Этим патология не ограничивается и вызывает ряд дополнительной симптоматики.

Вторичные признаки:

  • головные боли, головокружения;
  • сухость или жжение во рту;
  • опухание разных частей тела;
  • снижение качества сна, бессонница;
  • скованность движений по утрам;
  • повышенная утомляемость;
  • чувствительность к погодным изменениям;
  • перепады температуры тела;
  • расстройства ЖКТ с болями внутри живота;
  • временное падение качества внимания и памяти;
  • периодические статодинамические нарушения;
  • ухудшение настроения, депрессия;
  • тревожное состояние;
  • раздражение мочевого пузыря.

Иногда фибромиалгия проявляется полным спектром симптомов, но чаще всего обнаруживается только часть из них. Хотя проявления боли, судорог и неприятных ощущений всегда остаются неотъемлемой частью этого заболевания.

Детская картавость — причины

Никого не удивляет, когда, начав говорить, малыш коверкает слова и неправильно произносит звуки. Наоборот, взрослых это умиляет и слушать такой невнятный детский лепет — большая радость для родителей. Однако, когда приближается школьный возраст, это уже не радует, а начинает серьезно беспокоить. Что же это за нарушение речи, которое одни преодолевают легко и просто, а другим приходится долгое время заниматься со специалистом? Для характеристики этого явления в логопедии есть целый ряд медицинских терминов, которые мы и рассмотрим.

У деток 2-3 лет полиморфное нарушение звукопроизношения — это самое обычное явление и, как правило, оно носит временный характер. Обычно такие нарушения речевых функций бывают обусловлены недостаточно сформированным речевым слухом или артикуляционным аппаратом. Эти недостатки могут исправиться сами собой, если в детском саду применяются специальные методики для развития речи детей, а родители и другие домочадцы при общении с малышом и друг с другом демонстрируют ему правильную чистую речь. Это способствует формированию правильной модели воспроизведения звуков и выстраивания их в слова и предложения.

Ребенок чуть ли не с самого рождения находится в среде, где все слова произносятся четко и внятно, и это помогает ему развивать речедвигательные и речеслуховые анализаторы, усваивать без усилий фонетическую систему и овладевать техникой речи

По сути, полиморфное нарушение звукопроизношения — это в основном недоработки взрослых по своевременному обучению ребенка искусству правильно разговаривать, которые проявляются в безответственном отношении родителей к этому важному вопросу

Когда взрослые, пытаясь говорить с малышом на понятном ему языке, начинают сюсюкать и искажать звуки, то ребенку негде взять правильную модель, и он настраивается на то, что слышит. И это приводит к патологическим нарушениям в произношении звуков. Постоянное неправильное произношение звуков приводит к стойким нарушениям речевого слуха ребенка, его артикуляционного аппарата и расстройству нейродинамики. Все эти признаки приводят к тому, что у ребенка развивается функциональная дислалия.

Возрастные нормы

Согласно существующим методикам по развитию правильной речи у детей, работа над коррекцией дефектов дикции начинается с базового звука, а не отрабатываются все неподдающиеся воспроизведению звуки одновременно. В случае нарушений артикуляции нескольких групп, первой отрабатывается та, которая должна быть скорректирована раньше по его возрастным нормам.

Для возраста 1-2 года соответствует сложность с произношением а, о, э, п, б, м. В возрасте 2-3 лет коррекции подлежат и, ы, ф, у, д, т, в, н, г, к, х, й. В 3-4 года проблемными являются с, ц, з. С 4 до 5 лет сложность вызывают шипящие — ш, ж, ч, щ.

И только к 5-6 годам приходит норма коррекции л, р. Так что перед тем, как выговаривать р, ребенок уже должен уметь произносить практически все звуки.

Подготовительный этап

Он необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение. Допустим, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука «р», а ему не удается даже поднять кончик языка кверху, не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно такую подготовку необходимо проводить при моторной функциональной и механической дислалии и в особенности при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц.

При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных артикуляторных групп и поэтому каждое движение пригодится если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же уже сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит, и о необходимости ее серьезной тренировки.

При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь поставленного звука

Так, например, при воспитании правильной артикуляции звука «р» важно научить ребенка поднимать язык кверху и как можно лучше развить подвижность его кончика, однако это совсем не требуется для постановки звука «с», при котором кончик языка неподвижно лежит у нижних резцов

Во-вторых, выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука. Например, для постановки правильной артикуляции звука «л» нет никакой необходимости в выполнении специальных упражнений для губ, поскольку они не участвуют в образовании этого звука. Но если мы имеем дело с двугубным или губно-зубным «л», то в этом случае упражнения для губ необходимы: только научив ребенка активно разводить губы в стороны, мы сможем в дальнейшем обеспечить их изоляцию от участия в образовании звука, а, следовательно, и устранить «губное» его звучание.

При механической дислалии в подготовительный период нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука «р» возможна лишь после ее подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса. (В последнем случае уже во время корригирования прикуса проводятся и соответствующие артикуляторные упражнения, способствующие более успешному проведению ортодонтического лечения.)

При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения, а значит, и не сможет в дальнейшем его контролировать.

Таким образом, в подготовительный период обеспечивается более совершенная и достаточно дифференцированная работа речедвигательного и речеслухового анализаторов, благодаря чему ребенок получает реальную возможность овладеть правильной артикуляцией дефектно произносимого им звука.

Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом — достаточно получить лишь подробную консультацию логопеда, а во многих случаях и просто воспользоваться данной книгой.

Виды

Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.

Классификация картавости Особенности
Органическая Характеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы.
Функциональная Это приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков.
Физиологическая Эту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет.
Мономорфная Это одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих.
Полиморфное Это одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп.

Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.

Именно поэтому дислалия бывает:

  • артикулярно-фонетической;
  • акустико-фонематической;
  • артикулярно-фонематической.

Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:

  1. Сигматизм – это чаще встречающаяся форма, когда у человека есть проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
  2. Нарушение в произношении сонорных звуков. Существует 4 отдельные формы: ламбдаизм, праламбдаизм, ротацизм, параротацизм. Первая форма характеризуется сложностью с произношением звука «л» и «ль», а ротацизм – звуком «р».
  3. Нарушения при произношении заднеязычных звуков, таких как «к», «кь», «г» и «гь» и других.
  4. Йоттацизм характеризуется нарушениями в произношении букв, содержащих звук «й», «я», «ю».
  5. Дефект звонкости, когда человек заменяет звонкие согласные звуки глухими и наоборот.
  6. Дефект мягкости, когда происходит неосознанная замена мягких согласных твердыми и наоборот.

Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:

  1. Это когда ребенок полностью не умеет произносить звуки. У ребенка не получается самостоятельно произнести звук во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано.
  2. Ребенок может изолировано правильно произнести звук в словах и даже при повторении фраз, но может искажать или пропускать в совах и фразах.
  3. Ребенок произносит звук изолировано, но смешивает его с другим близким по артикуляции или звучанию.

Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень

4 Коррекция

Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков произношения;
  • формирование коммуникации пациента.

При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения

Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения

Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.

При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков

Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии

Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать

Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

  • способом подражания;
  • механическим (использование логопедических зондов);
  • смешанным.

Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.

Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.

Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.

Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.

Сигматизм

Чаще всего встречается сигматизм — невыговаривание шипящих и свистящих звуков. Ламбдаизм и праламбраизм — проблемы с выговором звуков «л» и «ль», ротацизм — нарушено произношение звука «р». Изредка встречается дефект в произношении «к, кь», «г, гь», «х, хь» или замена согласных — звонких на глухие и наоборот. Если трудности с воспроизводством звуков «я, ю» — йотацизм. Для исправления подобных нарушений потребуется коррекция дислалии.

Симптомами дислалии являются различные дефекты воспроизведения сложных звуков — искажение, пропуски, замена, смешение. Пропуск — это когда звук полностью выпадает из слова. Искажение — неправильная механика органов артикуляции. О мономорфной и полиморфной форме этого симптома упоминалось выше. Особенности функциональной и механической дислалии тоже были рассмотрены ранее.

Этиологические причины нарушения речевой функции

Воспроизведение звуков нарушается по причине повреждений структур мозга, неправильного развития артикуляционного аппарата, а также проживания в некомфортной социальной среде. Эти основные причины способны сильно повлиять на формирование речевой функции. Если ребенок живет с родителями, которые неправильно произносят звуки и слова или совсем не говорят, то формирование речи происходит неправильно.

Часто речь развивается с дефектом при заболеваниях головного мозга. Причиной повреждения мозговой ткани могут быть разные травмы во время родов или в течение жизни ребенка. Родовая травма возникает по причине тяжелых и длительных родов, а также при стремительной родовой деятельности. Мозг может повреждаться во время длительной гипоксии. Гипоксическое поражение провоцируют обвитие пуповины, длительные роды, фетоплацентарная недостаточность, частичная отслойка плаценты, повышенный тонус матки во время вынашивания плода.

Этиология неправильного развития артикуляционного аппарата:

  • Высокое, плоское или низкое небо − при этом пациент не может правильно расположить язык для воспроизведения звуков.
  • Пухлые губы, свисающая или короткая нижняя губа – неправильное формирование губ усложняет правильную артикуляцию во время речи.
  • Недоразвитие челюстей (заячья, волчья губа даже после оперативной коррекции, нарушение прикуса).
  • Измененный зубной ряд – диастемы (большие промежутки между зубами), двойной ряд зубов и другие патологии.

Речь неправильно формируется также при неверном восприятии звуков. Часто на развитие речевой функции сильно влияет соматическое заболевание, обостряющееся у ребенка до 5-7-летнего возраста.

Лихорадка и интоксикация

Температура при пиелонефрите всегда появляется неожиданно, без каких-либо предшествующих симптомов, и держится на высоких цифрах в течение нескольких дней. Состояние больного ухудшается с первого дня болезни — начинает проявляться интоксикация (головная боль, слабость, быстрая утомляемость, озноб, потливость). У детей при высокой температуре (выше 38,5 С) могут быть расстройства пищеварения (рвота, жидкий стул) и судороги.

У грудных детей повышение температуры и жидкий стул могут быть единственными симптомами болезни, что позволяет спутать пиелонефрит с кишечной инфекцией и упустить своевременное начало болезни.

Ссылка на основную публикацию