Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка

Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

4 Коррекция

Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков произношения;
  • формирование коммуникации пациента.

При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения

Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения

Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.

При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков

Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии

Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать

Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

  • способом подражания;
  • механическим (использование логопедических зондов);
  • смешанным.

Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.

Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.

Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.

Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.

Диагностика

Диагностировать нарушение можно при осмотре у логопеда. Для различных форм косноязычия существует ряд общих признаков, однако для каждой отдельной формы существуют свои собственные проявления. Несформированные речевые умения выражаются тем, что ребенок заменяет одни звуки другими, более простыми в произношении. Иногда происходит смешение или искажение звуков, а также полное отсутствие.

При дислалии страдают только согласные звуки, а произношение гласных остается нормальным. Нарушения могут касаться как отдельных звуков, так и целых групп (сонорные, свистящие, шипящие). Произношение нарушается вне зависимости от твердости или мягкости звука.

Если у ребенка акустико-фонематическая дислалия, то он воспринимает звуки неправильно, из-за чего смысл слова нарушается. Например, ребенок воспринимает слово «дочка» вместо «точка». Происходит смешивание и замена фонем.

Артикуляторно-фонематическая дислалия может проявляться по-разному. Во-первых, из-за недостаточного формирования речевых укладов ребенку приходится использовать более простые звуки. Второй вариант – несмотря на то, что ребенок усвоил все артикуляционные позиции, он не может запомнить их и путает положение губ и языка. Поэтому иногда произношение у него правильное, иногда дефектное. Замена или смешивание могут произойти с похожими по месту образования звука. Например, шипящие и свистящие («шапка» – «сапка»), твердые и мягкие звуки («вал» – «вял») и т. д.

Если у ребенка артикуляторно-фонетическая дислалия, то у него развиваются различные варианты неправильного произношения звуков. Несмотря на то, что звук произносится некорректно, он довольно близок по звучанию к правильному, из-за чего легко узнается. Искаженное произношение закрепляется в памяти ребенка, однако на письме это никак не отражается.

В комплекс диагностических мер входит обследование звукопроизношения и артикуляционной базы. Врач проверяет состояние мимической и жевательной мускулатуры, исследует подвижность органов речи. Также логопед обследует речевое дыхание.

Классификация дислалий:

В
отечественной и зарубежной литературе
принято деление дислалии на две формы
в зависимости от того, какие
психофизиологические механизмы,
участвующие в осуществлении речевых
процессов, нарушены. Выделяют сенсорную
и моторную дислалию

(К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А.
Токарева, О. В. Правдина и др.).

Такое
деление дислалии направляет внимание
на механизм, коррекция которого должна
быть осуществлена. В соответствии с
предложенными критериями выделяются
три основные формы дислалии:

В соответствии с
предложенными критериями выделяются
три основные формы дислалии:

акустико-фонематическая

К ней относятся
дефекты звукового оформления речи,
обусловленные избирательной
несформированностью операций переработки
фонем по их акустическим параметрам в
сенсорном звене механизма восприятия
речи. К таким операциям относятся
опознания, узнавания, сличения акустических
признаков звуков и принятие решения о
фонеме. В основе нарушения лежит
недостаточная сформированность
фонематического слуха, назначением
которого является узнавание и различение
входящих в состав слова фонем. При этом
нарушении система фонем оказывается у
ребенка не полностью сформированной
(редуцированной) по своему составу.
Ребенок не опознает тот или другой
акустический признак сложного звука,
по которому одна фонема противопоставлена
другой. Вследствие этого при восприятии
речи происходит уподобление одной
фонемы другой на основе общности
большинства признаков. В связи с
неопознанием того или другого признака
звук узнается неправильно. Это приводит
к неправильному восприятию слов (гора
— «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»).
Эти недостатки мешают правильно
воспринимать речь как самому говорящему,
так и слушающему.

Неразличение,
ведущее к отождествлению, уподоблению,
наблюдается при дислалии преимущественно
в отношении фонем с одномерными
акустическими различиями. Например, в
отношении шумных фонем, различающихся
по признаку глухости-звонкости, некоторых
сонорных фонем (р — л) и некоторых других.
В тех случаях, когда тот или иной
акустический признак является
дифференциальным для группы звуков,
например глухость-звонкость, дефектным
оказывается восприятие всей группы.
Например, звонких, шумных, которые
воспринимаются и воспроизводятся как
парные им глухие (ж — щ, д — т, г — к, з —
с и т. д.). В ряде случаев нарушенным
оказывается противопоставление в группе
взрывных или сонорных согласных.

артикуляторно-фонематическая

У ребенка нет
нарушений слуха. Дефект сводится к тому,
что у него избирательно не формируется
функция слухового различения некоторых
фонем.

От акустико-фонематической
дислалии следует отличать более грубые
нарушения, распространяющиеся на
перцептивный и смысловой уровни процессов
восприятия речи и приводящие к ее
недоразвитию.

артикуляторно-фонетическая.

К этой форме
относятся дефекты, обусловленные
несформированностью операций отбора
фонем по их артикуляторным параметрам
в моторном звене производства речи.
Выделяют два основных варианта нарушений.
При первом — артикуляторная база
оказывается не полностью сформированной,
редуцированной. При выборе фонем вместо
нужного звука (отсутствующего у ребенка)
отбирается звук, близкий к нему по набору
артикуляционных признаков.

Функциональная дислалия

Причины:

  • Может быть неблагоприятное речевое окружение.
  • Может быть неправильное речевое воспитание.
  • Может быть соматическое ослабленность здоровья.

Неврологический статус детей:

Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:

Нет.

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:

Нет

В органах артикуляционного аппарата:

Нет

Психический статус:

У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.

Состояние бытовых навыков самообслуживания:

Опрятны и аккуратны.

Общее соматическое состояние:

Как правило, более здоровы.

Особенности речевых нарушений:

  • Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
  • Нет нарушений просодики.
  • Звукопроизношение не ухудшается.
  • Произвольность речевых движений сохранна.
  • По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.

Диагностические мероприятия

Для постановки верного диагноза и дифференцировки органической патологии от функциональной, необходимы консультации нескольких специалистов – детского невролога, логопеда, психолога, оториноларинголога и педиатра. На приеме врач использует следующие диагностические подходы:

  • Сбор жалоб и анамнеза речевых нарушений. Родителей подробно опрашивают, когда начались затруднения речи, чем сопровождались, имеет ли ребенок заболевания нервной системы, как протекала беременность у матери и т. п.
  • Осмотр ротовой полости.
  • Исследование речевых навыков ребенка: выполнение особых упражнений – открывание и закрывание рта, вытягивание губ в трубочку, улыбка, изменение позиций языка (широкий, узкий, дудочка). При таких манипуляциях врач отмечает тонус мышц артикуляционного аппарата и может выявить его нарушения.
  • Оценка звукопроизношения – ребенка просят назвать предметы, изображенные на картинках. Задания подобраны таким образом, что предъявляемый звук находится в разных позициях – начале, конце или середине слова. После окончания исследования можно узнать характер дефекта – пропуск, замена, искажение или смешение звуков.
  • Логопед проводит анализирует фонематический слух – повтор слогов за специалистом, чтение по слогам с изображений.
  • Дополнительные методы инструментальной диагностики – электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография головного мозга при подозрениях на органическую патологию.

После окончания диагностики специалисты ставят диагноз и назначают необходимое лечение индивидуально для каждого ребенка.

Формы дислалии

Существует две формы дислалии – функциональная и органическая или механическая. Если у ребенка отсутствуют нарушения органического характера, обусловлены периферической или центральной нервной системой, можно говорить о функциональной дислалии.

Такой тип появляется в детском возрасте, при усвоении правильности произношения звуков. Механическая может появиться в любом возрасте из-за нарушений в переферическом речевом аппарате.

К функциональной дислалии относятся дефекты произношения звуков – фонем, без механических нарушений артикуляции. Ее причинами являются:физическая слабость из-за соматических заболеваний;

задержки психологического развития (незначительные нарушения мозговой деятельности);
задержки в развитии речи;
нарушения, связанные с фонетическим восприятием;
социальное окружение (неправильная речь взрослых, недостаточное общение с другими детьми и взрослыми, недостаточное внимание к воспитанию ребенка).

Все эти причины не являются критичными и могут быть устранены работой квалифицированных психологов, логопедов и другими специалистами по развитию детей.

Классификация

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки , , , , и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет. При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалия Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, на , на . Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками и .
  • Йотацизм — .
  • Ламбдацизм — и .
  • Каппацизм — и .
  • Ротацизм — и .
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие , , , и т. д.
  • Гамматизм и .
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди , , . При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, ,. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии. По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Как ставится диагноз

Ребенка, а также родителей обследуют. Врач (логопед) задает вопросы, связанные с развитием, в том числе и внутриутробным, с прохождением родов, являлись ли они искусственными, естественными, наблюдались ли осложнения в речи у родителей.

После этого специалист берет для изучения медицинскую карту пациента.

Завершающим этапом обследования является проведение тестирования. Это нужно для того, чтобы определить уровень развития речи, слуха, зрения. Затем доктор начинает произносить слова, которые пациент должен повторить.

От правильности произношения слов будет зависеть оценка развития болезни. Пациенты с механическими нарушениями обследуются командой врачей (логопед, ортодонт, стоматолог, хирург, невролог).

Отличие дислалии от дизартрии

Дизартрия – это проблемы звукопроизношения из-за нарушений речевого аппарата. Отличий от дислалии немало:

Возникнуть может при ослабленном здоровье.
Расстройства вегетативной системы могут содействовать развитию болезни

К таким относятся: плохой сон, бессонница, бледность, повышенное потоотделение.
У пациентов, страдающих недугом моторика в плохом состоянии, ловкость отсутствует, нарушена координация движений.
Присутствует тремор пальцев, рук.
Невозможность держать тело в неподвижном вертикальном положении, оно покачивается.
Есть вероятность анемии некоторых, всех мимических мышц лица.
У больного не получается жевать пищу, глотать воду, еду маленькими порциями.
Мозговые процессы ухудшаются (снижается память, внимание, появляется утомляемость).
Такие дети легко возбудимые, обладают отрицательным поведением, неуравновешенны.
Речь отличается от нормы темпом, плавностью, смазывается звуковоспроизведение.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить

Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю

Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода

У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

https://youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Виды дислалии

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Фитотерапия

Растительные препараты не только эффективно борются с вирусами и бактериями, но и принимают участие в окислении так называемых гормонов усталости – молочной и виноградной кислот.

Молотый красный перец + растительное масло


Молотый красный перец

Компресс из этих ингредиентов (в соотношении 1:5) является эффективным средством для лечения фибромиалгии. Капсаицин, который содержится в перце, нейтрализует проводимость импульсов, в то время как растительное масло оберегает кожу от этого вещества (оно, к слову, является еще и агрессивным раздражителем).

Левзея


Левзея

Корень этого растения активизирует мышцы и восстанавливает синтез белков, из-за чего улучшается состояние печени. Кроме того, левзея усиливает сердечную мышцу и расширяет просвет кровеносных сосудов. Принимайте настойку каждое утро, дозировку должен назначать исключительно ваш лечащий врач.

Китайский лимонник


Китайский лимонник

В растении много полезных веществ, которые улучшают зрительное восприятие, восстанавливают аппетит и многие другие функции. Принимайте настой каждое утро, добавляя пять капель в стакан воды. Со временем увеличивайте дозу.

Сирень


Сирень

Высушенные цветы сирени настаивайте в течение суток в водке (пропорции – 1 ст. л. на 0,5 литра). Втирайте настой в болевые точки, желательно перед сном.

Разумеется, этот настой продается в аптеке, так не лучше ли купить уже готовый препарат? Нет, лучше приготовить все самому – так вы включитесь в процесс лечения, это ускорить процесс выздоровления. Такой прием имеет скорее психологический эффект, ведь принимая участие в лечении, вы сможете избавиться от депрессии и апатии.

Настойка женьшеня


Настойка женьшеня

Эта настойка повышает аппетит, нормализует работу кишечника, стабилизирует уровень сахара. Принимайте каждое утро по десять капель, разведенных в стакане воды. Дней через семь можете увеличить дозу, прибавив еще несколько капель.

2 Основные клинические проявления и виды

Основными симптомами этой болезни являются пропуски, замены, смешения и искажения звуков. Пропуск звука — полное его выпадение в начале, середине или конце слова. Замена — замещение одного звука другим, которое возникает из-за неразличения фонем по артикуляторным и акустическим признакам. У таких детей возникает фонетико-фонематическое (ФФНР, ФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР ).

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать следующими терминами:

  • Ротацизм – несовершенство произношения буквы Р.
  • Ламбдацизм — дефекты Л.
  • Сигматизм — дефекты шипящих Ж, Ш, Щ, Ч и свистящих С, З.
  • Йотацизм – изъяны Й.
  • Гаммацизм – недостатки выговора Г.
  • Каппацизм – недостатки К.
  • Хитизм — изъяны выговора Х.
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот.
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот.

Выделяют несколько форм дислалии, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью:

Вид Характеристика
Функциональная моторная Возникает по причине нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательной анализаторной системы. Происходит нарушение произношения звуков. Движения губ и языка не дифференцированы
Функциональная сенсорная Обусловлена нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора. Отмечается нарушение звукопроизношения. Наблюдаются трудности в различении фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих ). Возникает смешение и замена звуков в устной речи и при письме
Механическая Развивается на фоне дефектов строения артикуляционного аппарата. Отмечается нарушение произношения сходных звуков по артикуляции
Физиологическая Возникает у детей из-за несформированности фонематического слуха или двигательных актов органов артикуляции. Это расстройство исчезает самостоятельно к 5 годам
Акустико-фонематическая Искаженное произношение звуков
Артикуляторно-фонематическая Замена на похожие
Артикуляторно-фонетическая Ребенок затрудняется определить на слух все элементы слова
Простая Неправильное произношение 1-4 звуков
Сложная Нарушение произношения 4 и более звуков
Мономорфная Нарушения звукопроизношения в одной артикуляционной группе. Коррекция затруднена из-за сложности патологии
Полиморфная Дефекты в произношении звуков из нескольких групп

Отличия механической дислалии от других нарушений

Этиология и симптоматика механической дислалии настолько специфичны, что подозрения о ее существовании у специалистов появляются еще до того, как ребенок поступает в детский сад. Часто они высказываются не логопедом, а стоматологом на ежегодном профилактическом осмотре. Это характерно только для данного нарушения. Существуют и другие особенности болезни, не свойственные другим формам. Они представлены ниже в таблице.

Отличительные особенности Механическая (органическая) дислалия Функциональная дислалия
Основа проблемы Органические недостатки костно-мышечной структуры периферических органов речи. Неправильное функционирование центрального речевого аппарата.
Причины
  • Дефекты зубо-челюстной системы.
  • Аномалии развития неба.
  • Дефекты языка, губ.
  • Биологические факторы, в том числе ЗПРР и нарушение общего развития.
  • Социальные факторы, в том числе ошибки речевого воспитания, педагогическая запущенность и другое.
Возраст обнаружения и начала коррекционной работы Нарушение может проявиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Коррекционная работа начинается сразу после обнаружения проблемы. Дошкольный возраст. Начало коррекции зависит от конкретных симптомов. Средний возраст 4-5 лет.
Методы лечения
  • Ортодонтическое и стоматологическое лечение, иногда хирургическое вмешательство.
  • Физиотерапия, медицинский массаж.
  • Логопедическая работа.
Логопедическая коррекция, основанная на развитии артикуляционных баз и фонематических процессов.

Ссылка на основную публикацию