Литература
Клинические проявления болезни
Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.
Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции. Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт. У больного можно увидеть сильное слюнотечение. Так как парализована мускулатура мягкого неба, пациент говорит в нос. При наличии мышечной дистонии во время речи слабый тонус мускулатуры сменяется повышенным.
Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков. Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами; разговор дошкольника или школьника непонятный, медленный. Пациент с более тяжелой формой патологии не хочет много разговаривать, так как испытывает дискомфорт во время речи. А когда у больного имеется тяжелая (4) степень дизартрии, он вообще не может говорить.
Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом. У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих. Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).
Характерным признаком патологии считается изменение дыхания во время разговора. У больных более продолжительный выдох, дыхательные движения учащены, часто прерываются. Голос звучит тихо, угасает по мере разговора. Пациент говорит без интонации. У больных нарушено слуховое восприятие, анализ и синтезирование звуков. Словарный запас недостаточно сформирован, нет грамотности речи. Во время логопедического обследования диагностируется общее и фонематическое недоразвитие речи, нарушение письма.
Проявления клинических форм патологии
При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.
Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении. Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой. Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок. Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.
Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц. У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание. Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.
Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения. Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно. Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.
Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.
Варианты гибки трубы по роликам
- Прямоугольная рама из стальных швеллеров.
- Пара консольно расположенных сменных роликов. Их диаметр должен соответствовать внешнему диаметру трубы, а опора должна иметь возможность перемещаться в пазах на раме: этим достигается некоторая универсальность приспособления.
- Нажимной элемент, который устанавливается посередине. Он может заканчиваться плоской призмой, но лучше и здесь предусмотреть стальной ролик: в этом случае обхват деформируемой части заготовки будет надежнее, да и качество гиба также улучшится.
- Регулируемые по высоте направляющие, по которым может перемещаться нажимная призма или ролик. Оптимальный вариант — применение упорной резьбы и рукоятки, вращением которой можно перемещать нажимной элемент на необходимое расстояние.
Для облегчения работ по гибке металлической трубы в домашних условиях можно предусмотреть цепной механизм вращения роликов, в этом случае процесс будет производиться непрерывно, практически в полуавтоматическом режиме. Соответствующее устройство показано здесь:
Но можно обойтись и более простым вариантом, с перемещением роликов вручную.
Профиль трубы влияет только на рабочее сечение подающих роликов. При этом ролики желательно разместить в подшипниковых узлах.
Интересный (и вполне реализуемый в бытовых условиях) вариант гибки труб в домашних условиях без применения трубогиба представлен на видео:
Здесь для создания усилия деформирования используется обычный домкрат. При этом расширяются технологические возможности приспособления и облегчается сам процесс деформации.
При наличии роликового приспособления для гибки деформация внутренней части полуфабриката неизбежна. Как правильно поступить? Используют следующие приемы и способы гибки труб:
- Засыпка внутрь изгибаемой заготовки сухого мелкозернистого песка. Торцы трубы заглушают (пробками или сваркой), после окончания гибки песок высыпают;
- Гибка изделия с замерзшим внутри него льдом (понятно, что так можно гнуть заготовку лишь при минусовых температурах);
- Размещение внутри заготовки жесткой пружины с внешним диаметром, который соответствует внутреннему диаметру трубы.
Все эти способы создают необходимое противодавление, результатом которого является сохранение конфигурации заготовки после ее деформирования. Усилие гибки труб при этом, естественно, возрастает. Это компенсируют удлинением рычага, которым выполняется изгиб материала.
Эгоцентризм — определение, признаки и отличия от эгоизма
Обследование интонации у детей с дизартрией
Нарушения звукопроизношения при дизартрии определяются на слух. Но это еще не является поводом для постановки окончательного диагноза, ведь подобные нарушения характерны и для других нарушений речи, в частности для дислалии. Больше информации дает обследование просодической стороны речи (интонации) у детей, особенно у малышей со стертой дизартрией.
Программа обследования включает в себя несколько важных пунктов:
- Исследование чувства ритма – определение умения ребенка определять количество отдельных простых ударов, акцентированных (громких и тихих) ударов, серии различных ударов и соотносить их с изображениями на карточках.
- Исследование воспроизведения ритма на слух – определения умения ребенка к подражательным действиям, в частности повторению ритма различных ударов без опоры на зрительную поддержку.
- Исследование восприятия интонации на слух – выявление возможности различать различные интонационные структуры при восприятии речи на слух (повествовательная, вопросительная и восклицательная интонации в предложениях).
- Исследование способности к воспроизведению интонации – определение умения ребенка использовать различные интонации в своей речи при повторении одного и того же или различных коротких предложений.
- Изучение восприятия логического ударения – изучение восприятия выразительности речи ребенка и умения выделит главное на слух и при зрительном восприятии.
- Изучение способности к воспроизведению логического ударения – определения способности к выделению главного в своей речи посредством более громкого и протяжного произнесения выделенного слова.
- Исследование модуляций голоса (по высоте и по силе) – изучение способности малыша владеть своим голосом, изменять его по громкости и высоте во время произнесения одних и тех же звуков и звукосочетаний. Это необходимо для определения ширины диапазона голоса ребенка с дизартрией.
- Определение носового тембра голоса – оценка нарушения тембра произношения по 5-бальной шкале при обычном общении и произнесении слов с зажатым носом:
- 4 балла – нормальный тембр,
- 3балла – крикливый или писклявый голос (легкие нарушения),
- 2 балла – грубый или квакающий голос (умеренные нарушения),
- 1 балл – глухой, гортанный или резкий голос (выраженная патология),
- 0 баллов – еле слышная речь в виде шепота (афония).
Изучение восприятия тембра – изучение определения ребенком звучания голоса на слух и соотнесения их с картинками, выражающими различные эмоции. Оценка по 5-бальной шкале:
- 4 балла – задания выполнены качественно и в полном объеме
- 3 балла – задания выполнены качественно, но в медленном темпе
- 2 балла – были ошибки при выполнении, но ребенок и справил их самостоятельно
- 1 балл – задания выполняются лишь при активном участии со стороны взрослых
- 0 баллов – задания не выполнены даже после дополнительных или повторных инструкций.
- Изучение воспроизведения тембра голоса – определение возможности изменения окраски голоса для передачи эмоционального состояния или подражания различным звукам окружающего мира, что практически отсутствует при дизартрии у детей.
- Исследование дыхания во время речевой деятельности и в покое – определение типа дыхания (поверхностное, грудное, диафрагмальное), силы и направленности воздушной струи, ритмичности вдоха-выдоха, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха, особенностей фонационного дыхания.
- Изучение особенностей темпо-ритмической организации речи – определение количества произносимых ребенком слогов в заданном временном промежутке, а также восприятие темпа речи на слух.
- Исследование состояния контроля речи на слух. Ребенок выполняет задания на ритмичность, воспроизведение звуков, слогов, слов и предложений со словами различной структуры и т.п., и сам же оценивает правильность выполнения заданий.
Выполнение подобных заданий позволяет выявить, насколько сильны нарушения звукопроизношения и речи малыша, но еще не указывают на развитие именно дизартрии, для которой свойственны еще и неврологические симптомы, влияющие на качество артикуляционных и мимических движений.
Формы дизартрии
Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.
Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.
Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.
Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.
Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.
Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.
Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.
Развитие мелкой моторики
Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.
Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.
Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.
Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:
- мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
- расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
- согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
- на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
- использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
- использование эспандеров;
- бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.
Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.
Подготовка пациента к ирригоскопии
– рентгенологическое исследование толстой кишки.
Цель: – выявление органических и функциональных заболеваний толстой кишки. Показания: назначения врача.
Противопоказания: – желудочно-кишечные кровотечения;
– непереносимость препаратов йода;
– выявляются в процессе обследования Возможные проблемы пациента: – психологические;
– необоснованный отказ;
– тяжелое состояние.
Последовательность действий с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. информировать пациента о предстоящей манипуляции, ходе ее выполнения, получить согласие пациента на процедуру;
2. за 3 дня до исследования пациент должен исключить из рациона продукты, вызывающие брожение в кишечнике и метеоризм;
3. за 24 часа до исследования дать выпить пациенту 30 – 50 мл касторового масла;
4. вечером, накануне исследования в 20.00 и 21.00 час, и утром, в день исследования, за 2 часа до его проведения, поставить пациенту « высокую» очистительную клизму;
5. сопроводить пациента с историей болезни в рентгенологический кабинет;
6. по указанию рентгенолога ввести в толстую кишку подогретую до 38 – 40 С бариевую взвесь.
Примечание:
– предупредить пациента об изменении цвета каловых масс в течение трех суток; и трудном опорожнении кишечника;
– обеспечить пациенту физический и психический покой.
Манипуляция № 141
Подготовка пациента к колоноскопии.
Цель: диагностическая.
Показания: заболевания толстого кишечника.
Противопоказания: – кишечное кровотечение;
– трещины анального отверстия;
– инфаркт миокарда;
– острый тромбоз мозговых сосудов;
– перитонит; гемофилия.
Возможные проблемы пациента:
– негативное отношение;
– страх и эмоциональный дискомфорт;
– стеснительность.
Последовательность действий с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. установить с пациентом доверительные отношения, информировать о предстоящей манипуляции, ходе ее выполнения; ощущениях; получить согласие на проведение;
2. рекомендовать пациенту бесшлаковую диету на 3 дня до исследования;
4. утром за 2 часа до исследования поставить очистительную клизму;
5. сопроводить пациента в эндоскопический кабинет с историей болезни;
6. после проведения манипуляции проводить до палаты, обеспечить покой.
Примечание:
– исследование проводится натощак;
– рекомендуется при подготовке к исследованию применять препарат фортранс (согласно инструкции).
Манипуляция № 142
Подготовка пациента к ректороманископии
– эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки.
Цель: – подготовить пациента к визуальному исследованию слизистой оболочки прямой и сигмовидной кишки;
– диагностическая. Показания: назначения врача.
Противопоказания: – кишечное кровотечение;
– трещины заднего прохода, выпадение прямой кишки;
– выявляются в процессе обследования.
Оснащение: – оборудование для выполнения очистительной клизмы;
– полотенце;
– специальные трусы;
– стерильный гибкий эндоскоп (возможно применение жесткого);
– перчатки, маска;
– дезинфицирующие растворы.
Возможные проблемы пациента: – негативное отношение к манипуляции
– страх, эмоциональный дискомфорт
– психологические; стеснительность Последовательность действий с обеспечением безопасности окружающей
среды:
1. Информировать пациента о предстоящей манипуляции, ходе ее выполнения, получить согласие на проведение. Убедиться в правильности
понятой информации.
2. Накануне исследования в 18 часов легкий ужин. В 20.00 и 21.00; и утром – за 2 часа до исследования «высокая» очистительная клизма. Непосредственно перед исследованием предложить опорожнить мочевой
пузырь.
4. Придать пациенту коленно-локтевое положение на время исследования.
5. Проводить пациента до палаты, обеспечить покой после манипуляции.
6. Провести обработку оборудования в соответствии с требованиями санитарно-противоэпидемического режима.
Примечание: – можно использовать специальные трусы.
Манипуляция № 143
Подготовка пациента к внутривенной урографии.
Цель: диагностическая.
Показания: назначение врача.
Противопоказания:
1. непереносимость йодистых препаратов;
2. тиреотоксикоз;
3. тяжелая хроническая почечная недостаточность.
Оснащение: – оборудование для постановки очистительной клизмы;
– оборудование для выполнения внутривенной инъекции;
– лоток; дезинфицирующий раствор;
– контрастное вещество (верографин, урографин в ампуле 1 мл);
Возможные проблемы пациента:
1. негативное отношение к исследованию;
2. психологический дискомфорт;
3. беспокойство и страх.
Последовательность действий с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. информировать пациента о предстоящем исследовании, ходе его выполнения, возможного действия контрастного вещества; получить согласие на проведение;
2. исключить из пищи пациента за 2 – 3 дня до исследования газообразующие продукты;
3. за сутки до исследования провести тест на индивидуальную чувствительность: ввести внутривенно 1 мл подогретого контрастного вещества;
5. предупредить пациента о том, что исследование проводится натощак;
6. перед исследованием пациент должен освободить мочевой пузырь;
7. проводить пациента в рентгенологический кабинет с историей болезни.
Примечание:
– при метеоризме назначают карболен;
– при появлении у пациента гиперемии в месте инъекции, слезотечения, кашля, зуда, боли при мочеиспускании – исследование не проводится;
– подготовка пациента к обзорной рентгенографии мочевыделительной системы проводится без введения рентгеноконтрастного вещества.
Манипуляция № 144
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Что это такое?
Название патологии происходит от двух греческих слов, которые в словосочетании означают буквально следующее: «затруднение соединения». Дизартрия возникает при нарушении нервных функций речевого аппарата и связи его посредством импульсов с корой головного мозга. Иннервация оказывается нарушенной из-за нестабильной работы нервной системы. Способность к подвижности речевых органов ограничивается. Слабо подвижными у малыша становятся язык, мягкое нёбо, губы, нарушается процесс артикуляции.
Мышечная ткань речевого аппарата не может адекватно сокращаться, что становится предпосылкой к нарушению произношения как отдельных звуков, так и целых слов. Нарушается речевое дыхание, речь становится неразборчивой, а если поражение нервной системы тяжелое, то может развиться полное отсутствие речи – анартрия.
оПХВХМШ ДХГЮПРПХХ С ДЕРЕИ Х БГПНЯКШУ
оПХВХМШ ОНБПЕФДЕМХИ МЕПБНБ – ПЮГКХВМШЕ МЕАКЮЦНОПХЪРМШЕ ТЮЙРНПШ ХКХ Б ОЕПХНД БМСРПХСРПНАМНЦН ПЮГБХРХЪ ПЕАЕМЙЮ, ХКХ БН БПЕЛЪ ПНДНБ ХКХ ОНЯКЕ ПНФДЕМХЪ БЯКЕДЯРБХЕ ГЮАНКЕБЮМХИ. пЕВЕБШЕ ОПНАКЕЛШ БНГМХЙЮЧР Б ПЕГСКЭРЮРЕ ОНБПЕФДЕМХЪ РЕУ СВЮЯРЙНБ ЛНГЦЮ, ЙНРНПШЕ МЕНАУНДХЛШ ДКЪ СОПЮБКЕМХЪ ДБХЦЮРЕКЭМШЛХ ЛЕУЮМХГЛЮЛХ ПЕВХ. оПХ ОНПЮФЕМХХ ОЕПХТЕПХВЕЯЙХУ НРДЕКНБ МЕПБМНИ ЯХЯРЕЛШ МЮПСЬЮЧРЯЪ ЯРПСЙРСПШ ДБХЦЮРЕКЭМШУ МЕПБНБ Й ЛШЬЖЮЛ ВЕКЧЯРХ, ЦСА, ЪГШЙЮ, ЫЕЙ, МЕАЮ, ЦКНРЙХ, ЦНПРЮМХ, ДХЮТПЮЦЛШ Х ЦПСДМНИ ЙКЕРЙХ, Ю РЮЙФЕ ЯРПСЙРСПЮ ЪДЕП, ЙНРНПШЕ ПЮЯОНКНФЕМШ Б ЯРБНКЕ Х Б ОНДЙНПЙНБШУ НРДЕКЮУ ЛНГЦЮ, НРБЕВЮЧЫХЕ ГЮ АЕГСЯКНБМН-ПЕТКЕЙРНПМШЕ ЩЛНЖХНМЮКЭМШЕ ПЕВЕБШЕ ПЕЮЙЖХХ, РХОЮ ЯЛЕУЮ, ОКЮВЮ.
оПХ ОНПЮФЕМХХ НРДЕКНБ ЖЕМРПЮКЭМНИ МЕПБМНИ ЯХЯРЕЛШ МЕДНЯРЮРНВМН ПЮГБХРШ ОНДЙНПЙНБН-ЛНГФЕВЙНБШЕ ЪДПЮ Х ОПНБНДЪЫХЕ ОСРХ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫХЕ ПЕЦСКЪЖХЧ ЛШЬЕВМНЦН РНМСЯЮ, ОНПЪДНЙ ЛШЬЕВМШУ ЯНЙПЮЫЕМХИ ПЕВЕБНИ ЛСЯЙСКЮРСПШ Х ЯНЦКЮЯНБЮММНЯРЭ Б ПЮАНРЕ ЮПРХЙСКЪЖХНММНЦН, ЦНКНЯНБНЦН Х ДШУЮРЕКЭМШУ ЮООЮПЮРНБ. бЯКЕДЯРБХЕ ЩРНЦН МЮПСЬЮЕРЯЪ ОПНЯНДХВЕЯЙХИ ЙНЛОНМЕМР ПЕВХ: ЦПНЛЙНЯРЭ, ОКЮБМНЯРЭ, РЕЛО, РЕЛАП, ЩЛНЖХНМЮКЭМЮЪ БШПЮГХРЕКЭМНЯРЭ. еЯКХ ОНБПЕФДЕМШ ОПНБНДЪЫХЕ ЯХЯРЕЛШ, МЮОПЮБКЪЧЫХЕ ХЛОСКЭЯШ НР ЙНПШ ЦНКНБМНЦН ЛНГЦЮ Й МХФКЕФЮЫХЛ ЯРПСЙРСПЮЛ ДБХЦЮРЕКЭМНЦН ЮООЮПЮРЮ, ОНБШЬЮЕРЯЪ ЛШЬЕВМШИ РНМСЯ Б ЛСЯЙСКЮРСПЕ ПЕВЕБНЦН ЮООЮПЮРЮ Х СЯХКХБЮЧРЯЪ ПЕТКЕЙЯШ НПЮКЭМНЦН ЮБРНЛЮРХГЛЮ. оПХ ЖЕМРПЮКЭМНЛ ОНПЮФЕМХХ МЕДНПЮГБХРШЛХ РЮЙФЕ НЙЮГШБЮЧРЯЪ Х ЙНПЙНБШЕ НРДЕКШ ЦНКНБМНЦН ЛНГЦЮ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХЕ ТНПЛХПНБЮМХЕ ПЕВЕБШУ ЯОНЯНАМНЯРЕИ.
с БГПНЯКШУ Х ДЕРЕИ ОПХВХМШ ДХГЮПРПХХ ПЮГМШЕ. с БГПНЯКШУ НМЮ БШГБЮМЮ МЮПСЬЕМХЕЛ ЛНГЦНБНЦН ЙПНБННАПЮЫЕМХЪ БЯКЕДЯРБХЕ ЯНЯСДХЯРШУ ГЮАНКЕБЮМХИ, ВЕПЕОМН-ЛНГЦНБШУ РПЮБЛ, НОСУНКЕИ ЛНГЦЮ, ХМТЕЙЖХНММШУ ГЮАНКЕБЮМХИ (ЛЕМХМЦХР, ЩМЖЕТЮКХР). с ДЕРЕИ НРЛЕВЮЕРЯЪ БМСРПХСРПНАМЮЪ ОЮРНКНЦХЪ ОКНДЮ: ЦХОНЙЯХЪ, ЙПЮЯМСУЮ, ГЮАНКЕБЮМХЕ ЛЮРЕПХ, СОНРПЕАКЕМХЕ НРДЕКЭМШУ КЕЙЮПЯРБ; ПНДНБШЕ РПЮБЛШ, МЕОПЮБХКЭМНЕ ОНКНФЕМХЕ ОКНДЮ ОПХ ПНДЮУ, ЮЯТХЙЯХЪ, ЙПСОМШИ ОКНД, ЙНМТКХЙР ПЕГСЯ-ТЮЙРНПЮ. цПСООШ ДЕРЕИ Я ДХГЮПРПХЕИ ПЮГМНПНДМШЕ. оПЪЛНИ БГЮХЛНЯБЪГХ ЛЕФДС РЪФЕЯРЭЧ ДЕТЕЙРЮ Х БШПЮФЕММНЯРЭЧ НРЙКНМЕМХИ МЕР.
Причины детского церебрального паралича и дизартрии
Причинами детского церебрального паралича, а следовательно, и причинами дизартрии являются органические поражения нервной системы ребенка, которые могут наступать внутриутробно, во время родов или вследствие заболеваний раннего возраста (менингиты, менингоэнцефалиты, травматические поражения или сосудистые нарушения).
До сравнительно недавнего времени основной причиной детского церебрального паралича (а значит, и дизартрии) считали родовую травму, вызывающую кровоизлияние в мозг, асфиксию при рождении и другие осложнения во время родов. Однако к настоящему времени стало ясно, что в более чем 80-90% случаев поражение нервной системы плода наступает внутриутробно. Именно недостаточная полноценность плода и его «неготовность» к активному участию в процессе родов приводят к осложненному их течению и к возможным при этом дополнительным повреждениям головного мозга. Эти повреждения могут быть результатом кесарева сечения, асфиксии при рождении, родовой травмы при оказании механической помощи, которая является вынужденным средством и применяется лишь в случаях крайней необходимости
Знание этого обстоятельства чрезвычайно важно как с точки зрения профилактики детского церебрального паралича, так и в большинстве случаев сопутствующей ему дизартрии
Если основная причина возникновения того и другого заключается не в «неизвестно почему» так тяжело протекающих родах, то основным содержанием профилактики должна стать забота о нормальном протекании беременности, что очень во многом зависит от серьезности отношения самой женщины к этому ответственнейшему периоду своей жизни. В полной ее власти находится исключение таких вредных для внутриутробного развития плода, но, тем не менее, нередко присутствующих патогенных факторов, как курение и употребление алкогольных напитков даже в период уже наступившей беременности, постоянное переутомление и несоблюдение здорового режима дня, продолжение работы на вредных производствах и в ночную смену, поднимание тяжестей и вообще наличие больших физических нагрузок, «неотложные» перелеты и переезды в другие города или даже на другие континенты почти перед самыми родами, которые в таких случаях нередко начинаются прямо в дороге и поэтому уже в принципе не могут протекать нормально.
Лечение и коррекция
Лечение назначают совместно невролог и логопед. Первый может рекомендовать медикаменты и физпроцедуры для восстановления функций нервной системы. Восстановить их полностью возможно только в случае легкой дизартрии, при органических поражениях мозга доступна лишь частичная коррекция нарушения.
Посещать логопеда придется часто и регулярно. Он даст рекомендации родителям для занятий с ребенком в домашних условиях, а также будет проводить занятия с малышом самостоятельно.
Ребенку обязательно должен проводиться точечный массаж, ЛФК, не исключено назначение лечебных ванн, иглоукалывания. Хорошие результаты в качестве базового фона для коррекции показывают такие альтернативные терапевтические методы, как , ипотерапия, арттерапия, особенно те ее разделы, которые подразумевают развитие мелкой моторики – занятия с песком, лепка, квилинг.
Пальчиковая гимнастика поможет лечить нарушение речи в большей степени, чем может показаться на первый взгляд – чем лучше ребенок с нормальным психофизическим развитием владеет своими пальчиками, тем лучше развиваются мышцы его речевого аппарата.
Логопед научит родителей проводить и делать вместе с малышом артикуляционную гимнастику, особое внимание придется уделить развитию речевого дыхания. Будут даны разные комплексы для младшего или среднего возраста по технологии коррекции звукопроизношения
Процесс лечения очень длительный, кропотливый, требующий от родителей терпения, исполнительности и обязательности. Прогнозы будут зависеть не только от изначальной степени патологии, но и от того, насколько мамы и папы сумеют быть последовательным и трудолюбивыми в коррекции дизартрии. Добиться благоприятных результатов можно только тогда, когда коррекция началась рано. При запущенной дизартрии прогнозы значительно хуже. Многое зависит в прогнозировании и от того, каково основное заболевание.
Исправить речь почти полностью можно только в случае скрытой дизартрии, и то при условии, что родители будут старательными. Такие дети смогут без проблем учиться в общеобразовательной школе. В остальных случаях возможно не полное выздоровление, а лишь улучшение речевых навыков и функций. Для лучшей адаптации в обществе таким детям рекомендовано посещать специализированные детские сады и общеобразовательные учреждения для учеников и воспитанников с нарушениями речи. Также рекомендуется систематическое посещение логопеда, невролога, психоневролога.