Причины, в силу которых возникает диссоциальное расстройство личности

Антисоциальное расстройство личности ученые и медики пытаются объяснить, разрабатывая биологические, поведенческие, когнитивные и психодинамические теории. При этом психодинамическая теория предусматривает, что развитие диссоциального расстройства личности происходит в силу отсутствия родительской любви еще с младенческих лет, а впоследствии у ребенка теряется доверие ко всем окружающим людям.

Как правило, дети, страдающие подобным расстройством личности, характеризуются эмоциональной отчужденностью и устанавливают контакты только деструктивным путем, при помощи силы. Теоретики подтверждают свои доводы тем фактом, что социопаты чаще других людей в детские годы сталкивались со стрессовой ситуацией, зачастую тяжело переживали развод родителей, а затем росли в неполной семье, сталкивались с насилием с раннего детства, либо безденежьем родителей. На выработку антисоциальных психологических установок у социопатов мог повлиять отрицательный пример родителей, которые вели себя подобным образом.

Теоретики-бихевиористы утверждают, что тяжелые симптомы диссоциального расстройства личности нередко являются подражанием либо имитацией поведения других людей, в особенности родителей. Некоторые ученые, придерживающиеся данной теории, идут еще дальше, они считают, что социопатию детям прививают их родители, хотя и непреднамеренно. Такие родители могут регулярно подкреплять проявление агрессии у своего ребенка, пускай даже неосознанно. К примеру, когда малыш начинает проявлять агрессию, плохо себя вести, то родители нередко уступают своему ребенку, чтобы он успокоился, и мирные отношения были восстановлены. Упрямство и жестокость нередко прививается подобным образом, и тоже не умышленно.

Сторонники когнитивной теории полагают, что граждане, страдающие антисоциальным расстройством личности, нередко просто не понимают значимость потребностей и интересов окружающих людей. А понять точку зрения, которая существенно отличается от убеждений самих социопатов, данным личностям не под силу.

Благодаря проводившимся исследованиям можно сделать предположение, что биологические факторы также имеют место при диссоциальном расстройстве личности

Как правило, социопаты практически не испытывают чувства тревоги, а для полноценного процесса обучения им просто может недоставать какого-либо жизненно важного элемента. Данный факт является косвенной причиной того, что люди с данным типом расстройства личности не могут сделать полезных выводов даже из собственных ошибок, по этой причине они не улавливают реакцию окружающих и их эмоции

На преодоление этих проблем направлено лечение диссоциального расстройства личности.

Опытным путем было доказано, что люди с расстройством личности не способны выполнять лабораторные задания, найти выход из сложной ситуации либо лабиринта, если в качестве ключевой стимуляции им не грозило телесное наказание либо существенный денежный штраф. Только когда экспериментаторы назначали значительное наказание за непослушание, испытуемые обучались гораздо лучше. Но сами по себе больные, совершая преступление, не задумываются о возможных последствиях и неминуемом наказании.

Некоторые психиатры высказали мнение, что у данных индивидуумов негативные события различного рода просто не вызовут столь сильной тревоги, как у обычных людей. Согласно опытам исследователей-биологов испытуемые зачастую реагируют на ожидание стресса либо строгие предупреждения довольно низким уровнем возбуждения головного мозга, при этом автономная нервная система возбуждается довольно медленно. Поэтому социопатам достаточно трудно уловить эмоциональные либо угрожающие ситуации, и в итоге, страх перед неприятностями у них практически не выражен.

Ученые допускают, что небольшое физиологическое возбуждение нередко заставляет лиц с диссоциальным расстройством личности искать приключения или идти на риск. Антисоциальные действия притягивают их потому, что они способны повысить нервное возбуждение и получить удовольствие от собственного поиска острых ощущений.

Лечение шизоаффективных расстройств

Диагностика болезни предполагает общее исследование организма больного, чтобы исключить органические причины развития психоза. Если таковых причин не выявлено, то терапия проводится в соответствии со стандартным протоколом лечения заболевания.

На всех этапах болезни для лечения используется стандартный набор лекарств:

  • антипсихотики;
  • антидепрессанты;
  • анксиолитики и нормотимики.

В некоторых случаях применение антидепрессантов (ингибиторов МАО, трициклических и тетрациклических препаратов) может утяжелять симптомы мании и психоза. Поэтому первоначальную терапию рекомендуется проводить в условиях стационара, чтобы подобрать оптимальное лечение для больного, не вызывающее серьезных побочных эффектов.

Прогноз при данном заболевании будет менее благоприятным, чем при биполярно-аффективном расстройстве, но более оптимистичным, чем при шизофрении. После окончания основного курса лечение назначается поддерживающая лекарственная терапия, а также психотерапия. Психиатры рекомендуют больному пройти курс профессиональной и социальной реабилитации, что также увеличивает шансы на выздоровление.

https://youtube.com/watch?v=RWj1FxeFzhI

Роль психосоциальной реабилитации в лечении психических расстройств, в том числе – шизофрении и шизоаффективного психоза

1 Причины возникновения, развитие и симптомы

Шизотипическое расстройство личности – это эндогенное психическое заболевание шизофренического спектра, проявляющееся невротическими, аффективными и параноидными симптомами. Основной причиной развития патологии считается наследственный фактор. Болезнь на 10%-15% чаще диагностируется при наличии родственника, страдающего шизофренией. Другие факторы, такие как злоупотребление алкогольными и наркотическими веществами, неправильное воспитание, частые стрессовые ситуации, не играют значительной роли. Они способствуют скорому и более выраженному проявлению патологии, но не имеют отношения к механизму ее развития.

Первые признаки психического нарушения проявляются еще в детстве. Ребенок не может правильно выполнять простые действия и следовать нормам поведения. Указы со стороны родителей вызывают у него приступы паники или агрессии, после чего он не общается с ними длительное время, не берет еду или игрушки. Даже в нормальном состоянии у ребенка наблюдается склонность к ритуальным действиям. Он ест и пьет исключительно из одной посуды, берет игрушки или складывает вещи только в определенном порядке, который не должен быть изменен. Такие особенности поведения часто остаются без внимания родителей и прогрессируют до серьезного психического расстройства.

Следующий этап развития шизотипии приходится на переходный возраст, когда организм пребывает в активной стадии роста, сопровождающейся гормональными и эмоциональными всплесками. У подростка начинают проявляться эксцентричность, неадекватность реакций, эгоизм. Особенностью постпубертатного периода является необходимость человека устанавливать социальные контакты со сверстниками, но в случае с шизотипией этого не происходит. Больной сам избегает человеческого общения или общество не воспринимает его из-за неадекватного поведения. Социальная изоляция приводит к усилению негативной симптоматики и развитию у больного враждебного отношения к окружающим людям. Это проявляется вычурностью манеры поведения, эгоцентризмом, эмоциональной холодностью. Факты и логика не принимаются шизотипиком, подвергаясь сомнению и критике.

В редких случаях у него появляются сверхценные идеи, характерные для параноидальной шизофрении, но в целом его мысли и интересы ограничены узким кругом тем, а познания в них не опираются на общепринятые сведения и формулировки и носят индивидуальный характер. Больной склонен следовать собственной диете, одеваться в особой манере и интерпретировать поведение окружающих исходя из внутренних убеждений, не нуждаясь в подтверждении правильности выводов. Чужое мнение не воспринимается, а попытка оспорить собственное вызывает у пациента отрицание и гневную реакцию.

Посторонние могут провоцировать у шизотипика панику и агрессию, независимо от поведения. Причина заключается в том, что взаимодействие больного происходит не столько с реальными людьми, сколько с их образами у него в голове. Он часто обращается к вымышленным персонажам или долго рассказывает какую-то историю абсолютно постороннему человеку, не нуждаясь в обратной связи. Больной шизотипическим расстройством не может четко выполнить поставленную задачу, даже саму простую. Поэтому он часто ведет праздный образ жизни, нигде не работает или выполняет разовую низкоквалифицированную работу.

Из широкого спектра симптомов шизотипии можно выделить следующие:

  • эксцентричное поведение;
  • слабая эмпатия;
  • беспричинные агрессия и вспышки гнева;
  • социальная изоляция;
  • частая смена настроения;
  • подозрительность;
  • узкое детализированное и стереотипное мышление.

У больного, в период обострения болезни могут также наблюдаться деперсонализация, бредовое состояние и галлюцинации.

Отличие шизотипического расстройства от других психотических нарушений

При диагностике исключаются следующие состояния:

  • синдром Аспергера,
  • шизоидный тип расстройства личности,
  • ипохондрическая шизофрения,
  • сенестопатическая шизофрения,
  • простая шизофрения.

Шизоидное и шизотипическое расстройство довольно схожи, и разницу между ними порой найти достаточно сложно. Однако при шизоидном расстройстве все же наблюдается меньшее количество странностей в характере, поведении и мышлении, и эти странности гораздо меньше выражены. Отсутствуют эпизоды необычного восприятия мира, когнитивные отклонения. В отличие от шизоидного расстройства, при шизотипическом расстройстве человек часто интересуется магией, парапсихологией, сверхъестественными силами, становится суеверным, верит в приметы, и т.д. ШТРЛ, в отличие от шизоидного расстройства, обычно не проявляется в раннем детстве, оно развивается в течение многих лет и проявляется только после совершеннолетия.

От шизофрении ШТРЛ отличает выраженность симптомов. При простой шизофрении для человека характерно полное эмоциональное опустошение, апатия, отсутствие воли, полное отсутствие интереса к повседневным делам, хобби. Шизотипики же могут увлекаться различными вещами, обладать определенными волевыми качествами, они испытывают различные эмоции, хотя внешне не всегда их проявляют. У них отсутствуют серьезные нарушения речи (хотя речь и отличается специфическими чертами), кататония. При ШТРЛ отсутствует явная бредовая симптоматика. Больной может подозревать, например, что за ним следят, однако он обычно не вполне в этом уверен.

Патогенез

Как получить раздвоение личности? Одним из механизмов, с помощью которого психика пытается справиться со стрессом и неконтролируемыми воспоминаниями, является диссоциация (отделение). Травма действует на психику ребенка, раскалывая ее на несколько автономных частичек, которые становятся почвой для субличностей в будущем. Диссоциация активизируется при соответствующих условиях и имеет сугубо бессознательную природу. Она играет охранительную роль и постепенно приобретает комплексный характер, а это влечет разрушение целостной структуры личности.

Диссоциация уберегает личность от травмы, расщепляя переживания на части. Субличности формируются от пяти до двадцати пяти лет и в среднем может формироваться от 6 до 16 субличностей. Чем раньше происходит повторная травматизация, тем больше риск того, что разовьется диссоциативное расстройство и сформируются личности. Альтер-личности берут на себя травматическое прошлое, поэтому они и формируются. Новая Альтер-личность освобождается от переживаний, формируется новая биография, новая история личности.

Расщепление происходит по бессознательному желанию человека как стремление отгородиться и изолироваться от негативных воспоминаний. Но не каждое тревожное событие способно спровоцировать «трещину» Я — триггер (пусковой механизм) должен быть очень серьезным. Различные эго-состояния в организме индивидуума изменчивые и существует одна личность — «хозяин»

Важно подчеркнуть особенность: личность-хозяина и альтер-эго страдают диссоциативной амнезией, если кто-то из них «захватывает» сознание человека. Остальные части сознания «бездействуют»

Иногда встречаются случаи, когда одна из частей, приходит к врачам за помощью.

Согласно второму механизму развития диссоциаций у ребенка при рождении отсутствует цельность личности, и она формируется под влиянием опыта и внешних факторов. При благоприятных условиях происходит интеграция личности в единое целое, а тяжелые травмы разграничивают формирование личности — возникают две независимые личности до и после психологической травмы. Также важным для психической эволюции является процесс дифференциации — благодаря ему вычленяется индивидуальное «Я» личности, а множественные парциальные личности переходят в сферу бессознательного и функционируют в сновидениях, в пограничных состояниях, в невротических и психотических расстройствах.

Глубинные воды

Ближе ко дну Ледовитого океана воды почти неподвижны. Их полное обновление происходит за 7 столетий.   

Вместо заключения

Личная жизнь человека – это та сфера, в которой каждый волен устанавливать свои правила. Однако стоит помнить, что любая семья строится в первую очередь на постоянном совместном пребывании, решении проблем, преодолении трудностей и воспитании детей. Гостевой брак лишает союз этих важных вещей, которые могут стать фундаментом настоящих и крепких отношений, а значит, и залогом счастливого будущего.

Как предсказать появление расстройства

Первые признаки зарождения будущего расстройства можно заподозрить еще в детстве. Такие дети проявляют признаки аутистического спектра. Они замкнуты, предпочитают одиночество, не ищут контакта со сверстниками и, как правило, играют обособленно.

В их поведении прослеживается определенная зацикленность. Сюда можно отнести стереотипные, многократно повторяющиеся движения, и фиксацию на определенных объектах. К примеру, ребенок пьет только из одной чашки, отказываясь пользоваться другими, даже если это его персональная посуда.

Эмоциональный фон детей этой категории достаточно неустойчив. Настроение меняется постоянно. Их может вывести из равновесия даже самая незначительная деталь: усадили не на тот стул, дали карандаш не того цвета и т.д. На подобные нюансы они реагируют вспышками гнева и паникой. После такого приступа ребенок выглядит обессиленным, вялым, обмякшим. Если попытаться обнять его или проявить какой-либо знак внимания, истерика повторится.

Особенностью характера таких детей становится злопамятность. Они долго держат обиду на того человека, который, по их мнению, их обидел.

Еще одна характерная деталь – это походка. Ребенок с предпосылками шизотипического расстройства обладает нарушением координации. Его походка нестабильная, шаткая, неуклюжая. Может сопровождаться косолапостью.

Наличие подобных признаков может говорить о возможности проявления шизотипического расстройства в будущем

Родителям следует заострить внимание на похожих симптомах и обратиться за консультацией к специалисту

Потенциальные причины диссоциативного расстройства личности

Диссоциативное расстройство формируется у личности на фоне присутствия в прошлом или настоящем нескольких неблагоприятных обстоятельств, в числе которых наиболее весомые:

  • воздействие стрессовых факторов, которые человек оценивает как непереносимые;
  • травматический опыт в прошлом;
  • наличие защитного механизма – диссоциации, то есть восприятие события, происходящее лично с индивидом как явления у кого-то постороннего;
  • способность вытеснять (изолировать) свои воспоминания из сферы сознания.

Почва для развития патологии закладывается в детском возрасте: человек не рождается с ощущением цельной идентичности, становление личности проходит в результате многообразных переживаний и разнопланового воздействия. Базой для формирования у личности диссоциативного расстройства является дефицит родительского внимания и заботы в тяжелых для малыша ситуациях, когда он, не владея необходимыми механизмами преодоления проблем, вынужден применять деструктивные формы защиты, вытесняя свои негативные ощущения из сферы сознания.

В качестве главной причины развития аномальных состояний, по мнению многих исследователей, выступает факт физического и психологического насилия, пережитого личностью в детские годы. Также в роли пускового механизма обнаруживаются вытесненные из сознания воспоминания о пережитых стихийных бедствиях, военных конфликтах, смерти близких родственников или затяжной болезни.

Стоит отметить, что для личностей, страдающих диссоциативным расстройством, характерно легкое вхождение в транс – состояние, отличное ото сна и бодрствования, при котором притупляется контроль сознания, и человек пребывает в своеобразной полудреме.

Причины заболевания

Диссоциативные расстройства составляют целую группу заболеваний, сочетающие в себе разные симптомы и проявления. Но встречаются такие расстройства достаточно редко, по данным исследователей, они составляют около 3% от всех психических заболеваний.

Разобраться в причинах возникновения диссоциации в психике человека очень сложно, сегодня считается, что в процессе заболевания отдельные мысли, воспоминания, ощущения в мозгу человека обособляются и изолируются друг от друга, создавая как бы «отдельные» отражения реальности, которые другая часть психики не воспринимает как собственные.

Если психика человека имеет предрасположенность к возникновению подобных «обособленных» составных частей, то может развиться диссоциативное раздвоение, а затем – растроение и так далее. В психике человека может уживаться до 10 разных «участников», часто прямо противоположных по своему характеру.

Широкую известность этот синдром приобрел после того, как была опубликована книга Ф. Р. Шрайбер «Сивилла». Главная героиня произведение – Сивилла, страдает от того, что ее личность – множественная и состоит из 16 отдельных «я». Описанные в книге события – реальны, на самом деле существование такой больной подтверждается упоминанием в трудах различных ученых.

Ярко, хотя не очень точно подобное расстройство описано и представлено в кинографии: добрейший доктор Джекилл, который под воздействием наркотиков превращался в обезьяноподобного Хайда.

Подобные расстройства отмечались у людей, чаще женщин, перенесших в детстве или подростковом возрасте, сильнейший стресс: физическое насилие, сексуальное домогательство, ставших свидетелями военных действий, аварии, убийства и так далее. Не в силах справиться с подобными переживаниями психика ребенка «вытесняет» неприятные переживания в подсознание, из которого потом и может появиться «дополнительная» личность.

Чаще всего такое происходит, если человек попадает в условия, выдержать которые его психика без ущерба для себя не может и тогда на смену испуганной, слабой личности приходит другая – более сильная, способная справиться и выжить в изменившихся условиях.

В более благоприятной обстановке появившаяся личность исчезает, но психика «запоминает» этот способ борьбы с окружающим и при повторении неприятного эпизода может отреагировать привычным способом, вернув «старую» личность или создав новую.

Со временем такие переходы становятся все более частными, количество личностей увеличивается, а их смена происходит независимо от внешних условий. Спровоцировать переход может какое-то событие или триггер: эмоция, фраза, звук или даже цвет.

Считается, что при вхождении в трансовое состояние даже у абсолютно здорового человека можно вызвать появление «новой» личности, так как у каждого из нас есть воспоминания или события, которые в обычной жизни «вытеснены» в подсознание.

Лечение астенического расстройства

При верной диагностике данного состояния и надлежащего лечения основного недуга, происходит ослабление проявлений заболевания либо полное их исчезновение.

Первичная диагностика выступает главной задачей врачей. Она состоит в правильной интерпретации информации, которая получена от больного и сведений, предоставленных инструментальным исследованием.

Основные методы диагностики: определение психологического портрета, анамнез, лабораторные исследования, анализ субъективных жалоб, измерение артериального давления и пульса.

Дополнительными инструментальными методами при описываемом недуге являются: фиброгастродуоденоскопия, эхокардиография, компьютерная томография, ультразвуковое исследование сосудов мозга.

Считается, что лечение астенического расстройства — это продолжительный процесс, в котором врач и пациент должны двигаться в одном направлении, а также сообща работать для достижения положительного конечного результата.

Учитывая тот факт, что данное заболевание связано с расходом жизненных или психических сил, то пациенту рекомендуется отдохнуть, переключить свое внимание на другую форму деятельности, сменить обстановку. По понятным причинам – этого не всегда удается реализовать

Если данное состояние спровоцировано хроническими перегрузками, то терапия должна быть в комплексе с медикаментозным лечением и немедикаментозными мероприятиями

Кроме того, важной составляющей в терапии считается полноценное питание. Умеренные спортивные упражнения также приносят только пользу больным

Будет лучше, если отдавать предпочтения спорту на свежем воздухе.

Для самостоятельного симптоматического лечения данного недуга при устойчивой усталости и снижении работоспособности специалисты рекомендуют использовать адаптогены. Это препараты, оказывающие тонизирующее воздействие и общеукрепляющий эффект на весь человеческий организм. Они отмечаются наличием уникальных свойств: повышение устойчивости организма к стрессовым факторам, недостатку кислорода, холоду, жаре, увеличение работоспособности (эрготропное действие), радиоактивному облучению, способности организма адаптироваться к умственной интенсивной работе, высоким эмоциональным и чрезмерным физическим нагрузкам.

Лечение астенического расстройства включает назначение больным пациентам адаптогенов растительного происхождения на основе китайского лимонника, элеутерококка, аралии, женьшеня и ряда других растений.

Применение в лечении рекомендованных доз данных препаратов позволит благополучно преодолеть астенический недуг и их следствия, приведет к повышению работоспособности, улучшению настроения и самочувствия. Следует учитывать, что низкие дозы адаптогенов способны приводить к сильной заторможенности, а чрезмерно высокие провоцируют учащение сердцебиения, стойкую бессонницу, возбуждение нервной системы.

Не рекомендуется растительные адаптогены применять при высокой нервной возбудимости, при гипертонии, бессоннице, лихорадках, расстройствах сердечной деятельности. Периодически следует сменять адаптогены из-за способности вызывать привыкание, что существенно снижает их эффективность.

Если понижению утомляемости и работоспособности не сопутствует бессонница, головные боли, раздражительность, то для преодоления симптоматики следует принимать растительные адаптогены.

При необходимости психиатр назначит кроме адаптогенов ноотропы, например, Фенотропил, Пирацетам, а также антидепрессанты — ингибиторы обратного захвата серотонина, которые необходимы при терапии астенического симптомокомплекса в структуре с депрессией.

При витально-астенических расстройствах эндогенно-процессуального происхождения назначают стимулирующие нейролептики, к которым относят современные атипичные антипсихотики.

Для своего применения перечисленные препараты нуждаются в специальных знаниях в области клинической психиатрии. В общемедицинской практике их применение ограничено.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как купить квартиру и не пожалеть: советы эксперта

Дома сухой воздух. Что делать?

Ссылка на основную публикацию